Статьи по визуальной социологии

Ольга Шустер

»
Предпосылки становления визуальности в информационном обществе
// Социология (журнал Росcийской Социологической Ассоциации), №3, с. 180-185
Работа посвящена рассмотрению социальных предпосылок визуального поворота, произошедшего в конце XX века. В статье анализируются социокультурные трансформации, произошедшие в результате повсеместного распространения массового образования и возрастания роли СМИ в обыденных социальных практиках. Итогом воздействия этих процессов на общество становится тотальное упрощение коммуникации, в том числе создания и восприятия культуры. Визуальность становится важнейшей характеристикой коммуникации в информационном обществе, поскольку визуальная информация не требует специальных интерпретативных умений и проста для восприятия. При этом целью визуального взаимодействия зачастую становится не раскрытие содержания, а демонстрация социального статуса адресанта сообщения.

»
В эпоху информационного общества социальное действие индивида основывается на передаче информации и вписывается в систему массовых коммуникаций. Как следствие, появляются новые каналы ее передачи. Одним из таких каналов является фотография. В условиях современного общества социологию интересует, как создается, транслируется и воспринимается информация, содержащаяся в фото. В статье рассмотрены предпосылки становления фотографии как одного из главных каналов коммуникации; приведена точка зрения на процесс восприятия визуальной информации; изложен авторский метод изучения культурных ценностей социальной группы при помощи фотографии.

»
В статье описывается современное российское медиа пространство, а также анализируется значение интернета в системе массовых коммуникаций. Особое внимание в работе уделяется рассмотрению социальных сетей как места свободного и многостороннего взаимодействия в интернете. На основе анализа процентного соотношения разных типов информации (изображения, тексты, видео- и аудиозаписи) делается вывод о ключевых трендах в российских и мировых социальных сетях.

»
Визуальная культура: символическая самопрезентация и ее восприятие другими
// VI Международная заочная научно-практическая конференция «Социология и психология: вклад в развитие личности и общества»: сборник материалов конференции, Краснодар, 2013
В процессе социального взаимодействия люди постоянно участвуют в спектакле, декорациями к которому становятся всевозможные статусные символы. Визуальная природа этих символов обусловлена характеристиками информационной эпохи, а точнее необходимостью быстро передавать большое количество данных людям, не обладающим серьезными интерпретативными навыками. Особенности передачи и восприятия этой визуальной самопрезентации укоренены в культуре. Индивид выбирает визуальную модель представления себя окружающим в зависимости от ценностной картины мира, формируемой группами и общностями, к которым он принадлежит. А зрители интерпретируют его игру, исходя из ассоциаций, возникающих на основе приобретенных ими в процессе социализации культурных архетипов.

»
Философские основания визуальной социологии
// Экономика, социология и право: журнал научных публикаций / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований», Москва: Изд-во "Литера", № 10, с. 114-116
В статье рассматриваются онтологические, гносеологические, аксиологические и философско-методологические аспекты визуальной коммуникации. Сегодня, в эпоху информационного общества и культуры постмодерна, социальное действие строится на передаче информации, а информационные потоки ложатся в основу социальной жизни человека. Визуальность составляет около 80% всей воспринимаемой человеком информации. С философской точки зрения это означает появление новых эпистемологических и
аксиологических проблем, которые ставит перед наукой современность.

»
Made on
Tilda