Остановиться, чтобы увидеть

Ольга Шустер

»
Когда мы по-настоящему смотрим вокруг, мы находимся в моменте, здесь и сейчас. Мы не погружены в свои мысли и переживания, мы просто есть, мы осознанны. Процессу «видения» можно научиться разными способами, и один из очень эффективных инструментов — это фотография. Чтобы видео осознанно, совершенно не обязательно быть профессиональным фотографом, можно даже не иметь фотоаппарат (но тогда будет не так интересно, конечно), самое главное — это научиться видеть как фотограф и находиться в этом состоянии, даже когда фотоаппарата нет под рукой. Речь не идет про то, чтобы разобраться в настройках камеры и правилах обработки фото. На эту тему существует много материалов, которые можно найти в интернете и изучить самостоятельно. Я хочу рассказать про другое — как через фотографию увидеть самого себя и поймать творческий поток.

Процесс фотографирования можно условно разделить на несколько блоков. Во-первых, это поиск сюжета для съемки, когда снимающий находится одновременно внутри себя (следит за своими мыслями, чувствами, желаниями) и снаружи (внимательно смотрит вокруг и ищет материал). Во-вторых, это момент съемки, когда вся окружающая реальность сводится в небольшую рамку видоискателя. И третий блок — это работа с отснятым материалом, когда творец анализирует свои впечатления от получившихся кадров и определяет, что учесть в следующий раз. В данной заметке речь пойдет про поиск сюжета для съемки и умение остановиться во время этого процесса.
Остановка и внутренняя тишина
Некоторые люди рождаются с умением видеть отличные ракурсы, но большинству из нас этому приходится учиться. Вот один из подходов, как это можно сделать.

Чтобы начать видеть, стоит замедлиться или совсем остановиться. Иногда во время творческого процесса мы по привычке продолжаем находиться в своих мыслях — прокручиваем ситуацию на работе или не можем перестать думать про обидные слова, которые сказал приятель. Чаще всего в таком настроении человек не замечает, что происходит вокруг. Внутреннее состояние очень связано с тем, как мы движемся: чем быстрее мы идем, тем сложнее внутренний диалог и тем больше мы «отсутствуем». Обратное тоже верно: когда мы идем медленно и движения наши плавные, мы больше осознаем, что происходит с нами и окружающим миром, у нас есть время наблюдать и замечать, мы чувствуем себя. Остановиться бывает сложно, но фотография требует внутренней тишины.
Как остановиться
Чтобы замедлиться внутри, нужно остановиться физически. Например, замереть посреди улицы, сесть на лавочку, облокотиться на колонну или стену. Остановиться и спросить себя: «как я сейчас себя чувствую, что я ощущаю, находясь здесь? Все спешат по своим делам, а я стою и не двигаюсь. Мешаю ли я прохожим? Смотрят ли они на меня странно или не замечают вовсе? Чувствую ли я себя хорошо или мне некомфортно?» Здорово, если получится назвать чувство, испытываемое в этот момент.

Хорошо, если откликнувшиеся чувства — это радость, интерес, единение или другие приятные ощущения. Но что делать, если наступает состояние дискомфорта? Во-первых, похвалить себя за то, что получилось это признать. Во-вторых, принять, что это нормально — всем и всегда бывает некомфортно делать что-то новое или нестандартное. И, в-третьих, можно попытаться передать свое чувство через фотографию. Кому-то может стать страшно от того, что он стал слишком заметен. Или может возникнуть чувство вины или стыда за то, что человек стоит на пути у других. Важно постараться уловить это ощущение и сфотографировать: вытащить чувство на свет, выразить его через фото.
Зачем?
Пока фотограф пребывает внутри себя и переваривает (а еще хуже, не отдает себе отчет в том, что переваривает) свои чувства и мысли, он не выходит «наружу», не присутствует в настоящем моменте. Пока внутренний мир не отпускает, заметить интересный сюжет в окружающем мире довольно сложно. Чтобы «увидеть» свой кадр, прежде всего, стоит разобраться с собой, принять свои ощущения и сделать их своим союзником.

Особенно сложно бывает замедлиться во время фотосъемки «на заказ» или с определенной целью. Например, когда друзья попросили «поснимать» или мимо проходили туристы. В этот момент мы часто думаем только о том, чтобы быстро сделать кадр, поскорее спустить затвор и моментально получить результат. С туристами эта схема работает особенно явно: мы не всегда знаем, как работает чужой фотоаппарат, как именно незнакомые люди хотят сфотографироваться, кто они такие, в конце концов. Мы за минуту успеваем навести на них объектив, сделать один-два кадра и даже отдать фотоаппарат обратно. А помним ли мы после, что видели в видоискатель? Просмотрели ли мы фото, которое получилось?

Даже если ситуация требует торопливости, важно внутренне замедлиться. Делая фото, фотограф творит историю (ведь фото сохранит память на долгие годы). Поэтому не стоит торопиться, иначе можно сохранить на долгие годы совсем не ту историю, которую хотелось бы. Стоит дать себе время, попросить фотографируемых немного подождать, сказать им, что кадр будет сделан вдумчиво — ни одна модель не будет возражать. Для фотографируемого все будет выглядеть как несколько дополнительных секунд позирования, он скорее всего даже не заметит, какие процессы происходят внутри фотографа.

Внутренняя тишина — это база для того, чтобы «видеть». Наряду с принятием фотографа внутри себя, это один из ключевых принципов, создающих творческий настрой и позволяющих фотографировать осознанно. Конечно, опытные фотографы не встают посреди фотостудии с мыслью «а что я чувствую по поводу того, что стою тут с фотоаппаратом?», потому что их «видение» уже натренировано. Они просто идут за тем, что их привлекло, и делают кадр. Но иногда ощущение творческого потока теряется и у профессионалов, тогда наступает кризис и они учатся «смотреть» заново.

Февраль, 2017

»
Made on
Tilda