Принять в себе фотографа

Ольга Шустер

»
Фотография — это не просто приятное увлечение, доступное почти каждому. Это еще и чудесный способ самопознания через творчество. Во время фотосъемки человек может выходить из зоны комфорта, развивать в себе таланты, учиться слушать и слышать себя через наблюдение за окружающим миром. Я уже писала о важности остановки в процессе поиска сюжета и о внимании фотографа как психической энергии. Теперь хочу рассказать про еще одну стратегию познания себя через фотосъемку — принятие своего внутреннего фотографа.

В профессиональной фотографии есть четкое деление на хорошие и плохие кадры. Мир довольно агрессивен по отношению к фотографу: внешние агенты (издания, заказчики, клиенты) играют роль судей, которые выносят вердикт по поводу фотографий. Они либо приобретают фото, либо нет, тем самым формируя критерии «правильности» и качества снимка. Я призываю работать с фотографией в другой плоскости и избавиться от зависимости от «внешней» оценки. По крайней мере, на время обучения фотографии и познания себя через фото. Главное условие здесь — чтобы фотография нравилась самому фотографу.

Интересно, что мы далеко не всегда знаем, что нам нравится и как оценить свою работу самостоятельно. Иногда можно поймать себя на размышлении: «Итересно, а что бы сказала мама, если бы увидела? Я где-то читал(а) про правило золотого сечения и, кажется, композиция моего фото этому правилу не соответствует. Фотография пересвечена или нет? Кажется, да, знакомый фотограф недавно говорил, что важно не пересвечивать кадры. Меня когда-то не приняли в фотокружок, потому что сюжеты, которые я выбирал, были слишком простыми. Не слишком ли тривиальна эта фотография?»

Некоторые фотографы не замечают, что смотрят на свои фотографии через призму чужих представлений. И если удается осознать приведенный выше диалог в своей голове, это уже большой прогресс. Мы все зависим от чужого мнения, так устроено наше общество: мы рождаемся и взрослеем в среде, которая задает нам рамки. Но иногда мы настолько привыкаем к тому, что критерии истинности формируются «снаружи», что перестаем слышать себя. Избавиться от «чужих» идей в своей голове полностью скорее всего не получится, но фотография может помочь увидеть свою правду хотя бы частично.

Какие шаги предпринять, чтобы подружиться со своим внутренним фотографом? Во-первых, замечать, когда появляются «чужие» мысли и спрашивать себя: «А что все-таки думаю и чувствую я сам(а)? А что мне нравится, что мне интересно?». Во-вторых, хорошо бы также отпустить внутреннего цензора, который говорит «я плохой фотограф» и постараться получать удовольствие от процесса съемки и просмотра снятого. У Джулии Кэмерон в книге «Путь художника» описывается хороший способ разобраться с цензором внутри. Автор предлагает писать «утренние страницы» — брать лист бумаги и, например, полчаса или пока не будут исписаны три страницы, не останавливаясь, писать все, что придет в голову. Сначала это могут быть какие-то наблюдения за внешним миром, но потом это все чаще становятся внутренние переживания и оценки. Выливая свои чувства и эмоции на бумагу, мы снимаем часть внутренних блоков и со временем начинаем лучше слышать себя.

И, в-третьих, во время занятий фотографией стоит расслабиться и довериться происходящему. Возможно, в процессе съемки получится несколько удачных фотографий, а возможно не выйдет ничего. Это нормально. Мы учимся «видеть» мир и слушать себя — это уже немало. В фотографии, как и во многих практиках, опыт имеет большое значение, и чем дольше фотограф снимает, тем лучше у него будет получаться. Важно просто продолжать делать.

Апрель, 2017

»
Made on
Tilda