Фотогалерея Ольги Шустер
Agama Hindu Dharma
Агама Хинду Дхарма — разновидность индуизма и самая распространенная религия на острове Бали. Это уникальная смесь буддизма, учения Шивы, языческих верований, спиритизма и магии. Агама Хинду Дхарма — это философия любви к жизни, с красочными ритуалами и сравнительно небольшой системой догм и запретов. Религия пронизывает все сферы жизни балийцев и, находясь на острове, невозможно не прочувствовать одухотворенность и глубину веры местных жителей. И правда, на острове 20 тысяч храмов, они встречаются почти на каждой улице.

Бали — чуть ли не единственный немусульманский остров Индонезии (которая насчитывает более 17 тысяч островов). Сам остров Бали — это особый микрокосм, где физическое и метафизическое тесно переплетены. Горы на севере острова (Агунг, Батур и т.д.) считаются домом для богов, а юг и море — прибежищем темных сил. Такие убеждения обычно не свойственны островным народам, которым быстро становится мало своей территории и они пускаются в путешествия по морю. Но балийцы в этом плане уникальны — их философия совершенно не кочевая. Священный вулкан Агунг считается домом Шивы и центром мира. В соответствии с осью добра и зла — с юга на север — проходят обряды, а также выстраивается планировка домов, храмов и многое другое: например, в особо религиозных семьях принято ложиться спать головой к вулкану.
Пантеон Агама Хинду Дхарма состоит из трех главных богов (Тримурти): Брахмы (Создателя), Вишну (Хранителя) и Шивы (Разрушителя). Шива считается сильнейшим из богов Тримурти, поэтому, балийский индуизм часто называют шиваизмом. Также остров населяют многочисленные духи воды, деревьев, гор, а также духи предков. Родниковая вода считается священной на всем острове и с ней связаны многие ритуалы. Вообще, ритуалы и религиозные праздники на острове проходят постоянно. Здесь празднуют новолуние, полнолуние, новый год, воздают честь богам, совершают ритуалы при рождении и смерти человека. Также местные делают подношения духам несколько раз в день.

Главный храм острова, Пура Бесаких («мать храмов»), расположен на склоне вулкана Агунг, в хорошую погоду вершина горы гордо доминирует над конусообразными ярусами религиозных построек. Пура Бесаких — это самый крупный и самый важный храм на острове. Религиозный комплекс включает 23 отдельных строения, которые концептуально связаны между собой. Главное здание комплекса Бесаких, Пура Пенатаран Агунг, — самое старое строение на территории храма, ему более 2000 лет. И поскольку Бесаких находится на склоне горы, его территория состоит из 6 уровней, каждый из которых имеет свое значение. Ключевые входы обозначены воротами чанди бентар — это особая балийская архитектурная форма ворот без соединения сверху.

По поверьям местных, именно в Пура Бесаких спускаются боги принимать жертвоприношения и обсуждать земные дела. На ежедневные религиозные церемонии в сюда приходят сотни местных жителей, а количество туристов год от года только увеличивается. У входа посетителей попросят заплатить, одеть саронг (красиво расшитый местный платок) и обязательно взять гида. Также на территории Пура Бесаких есть храмы, куда инаковерующим вход запрещен.
Церемонии на Бали играют очень важную духовную и социальную роль и являются неотъемлемой частью жизни каждого балийца. Кажется, что они проходят здесь каждый день. Есть церемония Одолан, она проводится в честь дня рождения храма и у каждого храма она своя. Церемония Гедонг-Гедонган делается на восьмом месяце беременности для благословения и легкого рождения ребенка. Также проводятся церемонии в честь рождения ребенка, церемонии 3-го, 12-го и 42-го дня от рождения ребенка, церемония 3 месяцев, Менек Келих — церемония взросления и перехода от детства к юности, церемония подпиливания зубов с целью защиты от жадности, гнева, похоти, пьянства и зависти, церемония кремации, свадебная церемония, Галунган — день победы добра над силами зла, Кунинган — день когда боги и предки балийцев даруют им физическое и духовное процветание, Ньепи — день тишины и местный Новый год и многие-многие другие.
Культура балийцев уникальна. Она очень визуальна и не может оставить равнодушной ни туристов, ни исследователей. Например, в начале XX века пионеры использования фотографии в науке Маргарет Мид и Грегори Бейтсон провели на Бали три года. Ученые пришли к выводу, что в процессе работы в поле крайне трудно описывать ежедневные практики, ритуалы и культурные нормы словами, иногда их проще и надежнее фиксировать на пленку. Маргарет Мид придумала использовать объективы с большим фокусным расстоянием, чтобы снимать издалека и не вмешиваться в ход изучаемых событий. А Грегори Бейтсон помечал каждый сделанный кадр большим количеством детальных описаний, что позволило серьезно сократить количество ошибок при дальнейшем кодировании и интерпретации материалов. Как позже писала Мид в своих мемуарах, сначала они рассчитывали сделать не больше 2 000 кадров, но в итоге получилось 25 000. Видимо, балийская культура оказалась настолько захватывающей, что ученые не смогли остановиться :)

И вместо послесловия. По дороге из аэропорта домой в Москве таксист стал расспрашивать про Бали. Послушав про традиции и религию местных жителей, он поинтересовался: «должно быть, эти люди выглядят как не от мира сего, настолько они другие?» И тогда стало понятно, что все как раз наоборот. Балийцы воспринимаются как люди, очень близкие миру, природе, космосу. А мы, европейцы, на их фоне выглядим немного не от мира сего…
Made on
Tilda